15 фото из советского быта, которые знакомы каждому, кто жил в СССР

Имя Владимира Ролова звучит на удивление редко, когда разговор заходит о выдающихся представителях советской фотографии. А ведь он не просто талантливый мастер, но и настоящий теоретик искусства. На его счету — авторство и соавторство десятка книг, он написал более 300 журналистских статей.

Владимир Ролов родился в 1953 году на Южном Урале, в настоящее время живет в Германии. По образованию он инженер-строитель, занимается фотографией уже больше 45 лет.

Первая камера появилась у Владимира в возрасте восьми лет:

— Каждый фотограф, с кем бы я ни говорил, ведет профессиональный отсчет от своей первой камеры, — вспоминал он впоследствии. — У меня же получилось наоборот: камеру я получил в восемь лет, а вот к фотографии приобщился на год раньше. Человек, заменивший мне отца, мамин брат, работал фотографом. Мать часто сплавляла меня Ефиму, когда вынуждена была работать сверхурочно. Тот, кто прошел «мокрую фотолабораторию», поймет коллегу с первого слова: сульфит. Его запах, запахи фиксажа, гидрохинона и ацетатной пленки — это запахи моего детства. Еще толком не соображая, что делает дядька, я кожей впитывал жизнь трех кювет под красным фонарем. Ефим был творческим человеком, который уже через несколько лет выдвинулся в ведущие портретисты Южного Урала. Он и подарил мне на восьмилетие среднеформатную мыльницу «Этюд».

Владимир Ролов работал фотожурналистом в центральной прессе СССР, затем в Германии в качестве специального медицинского фотографа в области офтальмологии. А начался его профессиональный путь в областной газете «Советское Зауралье».

В 1982 году были опубликованы его первые работы в «Советской России». В том же году он получил официальную должность фотокорреспондента этой газеты по Уралу и Западной Сибири.

С 1985 по 1987 год Ролов занимал должность заместителя заведующего отделом иллюстрации в московской редакции «Советской России». Именно там, как фотограф рассказывал в одном из своих интервью, он научился жестким правилам журналистики и ответственности за сдачу номера:

— Твое существование как человека не признается в принципе. Болен или влюблен, распадается семья или нет денег на жизнь — газету это не интересует. Есть текущий номер. Принцип простой — умри, но сделай. Жестокая школа, но кто ее прошел — окрестился в настоящие журналисты, — говорил фотограф.

По мнению Ролова, журналистика как сфера деятельности предоставляет человеку широкие возможности:

— Благодаря своему изданию пишущие и снимающие могут посмотреть мир, познакомиться с удивительными людьми, обогатиться новыми знаниями, стать глубже, умудренней, человечней. Самое важное, что дарит журналистика, — это встречи. Причем каждая из них на какую-то толику изменяет человека, шлифует или вообще заново формирует его миропонимание. Журналист постоянно развивается, он не в состоянии игнорировать сведения, добытые в командировках, а вынужден их перерабатывать — хотя бы затем, чтобы отписаться по последнему выезду. И эта информация меняет его, хочет он того или нет. Что-то очень похожее происходит и с фотографами. Каждый, кто серьезно относится к своему ремеслу, лишь подтвердит, сколь сильно влияют на нас наши же кадры. Каждый снимок, которому фотограф отдает себя, — всегда целая история, — рассказывал он.

В 2005 году Владимир начал сотрудничать с баварским издательством Groh. Там же, в Германии, в 1989 году состоялась его первая персональная выставка.

 

Владимир Ролов — автор известной книги «Фотографии с рассказами из 80-х». Именно в ней он рассуждает о своем понимании творческой фотографии.

— Фотография, как и другие виды искусства, — это послание художника зрителю, — говорит Владимир. — Он силится что-то сказать о накипевшем, а зритель должен догадаться, о чем не спится фотографу. Чем выразительнее снимок, тем отчетливее это послание. То есть должна присутствовать пара вещей, чтобы оно дошло до адресата: внятный язык, чтобы поняли, и чтоб было за душой хоть что-нибудь сказать.

На вопрос: «Зачем вы фотографируете?» он отвечает искренне и просто:

— Я снимаю людей, потому что люблю их. Редкая банальность, знаю. И рад бы сказать по-другому, но нет иных слов, эти — самые верные, как ни крути. Все до единого герои этой книги — золотой фонд российской нации, хотя большинство из них без титулов, да и вообще не известны никому. Вот они-то и есть настоящие русские люди, в которых сосредоточены такие человеческие качества, которые Европе и не снились; а там народ, поверьте, очень даже неплохой.

Однажды Ролов сказал, что это самое чувство, любовь к простым людям, ему привил Василий Шукшин:

— Он так ароматно описал их в своих рассказах, мне же удалось разыскать этих людей в жизни.

Продолжая рассуждать о специфике работы фотографа, Ролов высказывает мнение, что люди и события, проходящие через видоискатель, меняют человека:

 Люди, которых снимает фотограф, меняют его, желает он того или нет. Человек с камерой учится новым для себя вещам, он получает возможность взглянуть на мир чужими глазами, и при этом открываются такие потрясающие вещи, что фотограф, не захлопнутый в своих представлениях намертво, приезжает из командировки уже немного — а бывает и много — другим. Это нескончаемая школа жизни, и надо быть чертовски благодарным фотографии за такую науку, — написал он в своей книге.

Источник:zen.yandex.ru