Орлова, Влади и Вертинская: как жили иконы стиля в СССР

Одеваться в Советском Союзе «по моде» было нелегко. Все потому, что из-за закрытых границ информация о фасонах и образах доходила с большим опозданием, а магазины не баловали разнообразием. Но несмотря на все «Железные занавесы», были женщины, ставшие настоящими законодательницами мод своего времени.

Вера Холодная, 1920-е года

Второе десятилетие ХХ века – это расцвет немого кино с «камерным» исполнением драмы, любовных переживаний и комедий. Но в условиях отсутствия звука и черно-белого экрана украинка Вера Левченко и стала звездой, а затем и иконой стиля. Вера Холодная (именно такой псевдоним актриса взяла себе в начале 1920-х) покорила своей мягкостью и спектром чувств, которые умела передавать на экране без слов.

Женщины пытались повторять платья актрисы – с длинными юбками до середины голени, но обязательно – со свободной и заниженной талией, как тогда было модно (своеобразный протест корсетам). На лиф платья нашивались бусины или пайетки, чтобы «было как у Холодной». Кроме того, особой популярностью пользовались шляпки актрисы – с перьями и яркими лентами. В 1925 году Холодная появилась на публике, замотав голову длинной шалью, это произвело фурор.

Отдельно следует подчеркнуть макияж – актриса, нанося темные тени на все пространство между глаз и бровей, выделяла ресницы, чтобы придать взгляду «загадочности». И когда она скончалась, поэт Александр Вертинский посвятил ей стихотворение, где нашлось место и ресницам:

«Ваши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо нам, никого теперь не жаль».

Любовь Орлова, 1930-е года

О первой советской кинодиве Фаина Раневская когда-то «запустила» в народ анекдот:

«Любовь Орлова придирчиво рассматривает содержимое чемодана и отмечает, что перчатки, которые она купила в Париже – не того цвета. и говорит: «Тогда придется ехать во Францию еще раз. Я хотела кремовые, а это – кофейные».

Эта шутка отразила страсть актрисы к красивым и качественным вещам. Настоящая слава к Орловой пришла после выхода фильмов «Цирк», «Волга—Волга» и «Веселые ребята». Эти картины объехали и многие международные фестивали, где прима советского кино буквально покорила зрителей своими нарядами в стиле «Золотой Голливуд».

Стоит ли говорить, что в СССР того времени Орлова была одной из первых икон стиля. Кстати, советская кинозвезда была первой, кто в погоне за молодостью обратился к пластической хирургии.

Валентина Серова, 1940-е года

Если Любовь Орлова прославилась еще в эпоху музыкальных фильмов, которые в 1930-х активно выходили на советские экраны, то к концу десятилетия ситуация кардинально поменялась. Популярность вместо женственности и утонченности, заслужили женщины-работницы, верные соратницы мужчин на трудовом фронте. Это отразилось и на моде: вместо приталенных платьев – рабочие комбинезоны и незамысловатые узоры из ситца. Вместо красной помады – красная косынка, под которой пряталась короткая стрижка.

Однако, советской актрисе Валентине Серовой все равно удалось сохранить женственность и в героинях своих фильмов. К примеру, бойкой Кате Ивановой из знаменитой комедии «Девушка с характером» Серова придумала легкие белые блузки с узором, подчеркнувшие белокурые волосы актрисы и при этом, сделав акцент на спортивную фигуру, которая тогда была в своеобразном «тренде».

А героиня «Жди меня» – фильма, который снимался во время войны, примерила черное строгое платье с фигурным белым воротником, подчеркнув элегантность и женственность даже в самое трудное время. Кстати, факт: солдаты на фронте переписывали не только стихотворение Симонова «Жди меня», но и сохраняли фотографии, вырезки с плакатов или журналов с изображением Серовой.

Людмила Гурченко, 1950-е года

Людмила Гурченко стала иконой стиля еще в неполные 25 лет, когда на экраны вышел знаменитый новогодний фильм «Карнавальная ночь». Наряды Леночки Крыловой с пышными юбками, кружевными воротниками и подчеркивающие тонкую талию актрисы, произвели настоящий фурор. Белое платье с блестками, в котором Гурченко исполняла песню «Пять минут», пытались повторить многие народные мастерицы.

Однако, мало кто знал, что приталенные платья, пышные юбки до колена – это проявления стиля нью-лук, который в 1947 году изобрел Кристиан Диор. Впервые в СССР его продемонстрировали в 1953 году, во время знаменитого показа в Москве.

Но если Диор лишь познакомил советских людей с новым стилем, то Гурченко же понесла нью-лук в массы, став настоящей иконой 1950-х. И целое десятилетие мода на пышные длинные юбки, выраженную талию и целомудренно закрытую грудь не сходила с экранов и не «забывалась» народом.

Анастасия Вертинская, 1960-е года

Знаменитой Ассоль из фильма «Алые паруса» Анастасии Вертинской, крайне повезло с наследственностью. Мама – грузинка Лидия Циргвава, передала двум своим дочкам – Анастасии и Марианне, прекрасную внешность и фигуру.

Последующие роли юной актрисы – красавицы Гуттиэре из «Человека-амфибии», Кити из «Анны Карениной» лишь укрепили всенародную славу иконы за Вертинской. В повседневной жизни девушка также старалась одеваться стильно, многие образы копируя из дефицитных на то время заграничных журналов.

И это особо прослеживается не только на экране, где, кстати, актриса также совершила революцию, вернув в моду утонченную женственность, аристократические черты лица и тела на замену «рабочей женщине» 1950-х. Кроме того, Вертинская принесла в СССР моду на объемную прическу, как у Одри Хепберн и неброский макияж глаз, подчеркивающий их разрез.

Особой популярности актриса достигла в период замужества за молодым тогда Никитой Михалковым, от которого родила сына на четвертом курсе театрального института. Есть несколько фото молодой пары, сделанные еще в середине 1960-х и можно с полной уверенностью сказать, что Михалков и Вертинская и сегодня заслужили бы славу it-girl и it-boy.

Наталья Селезнева, 1970-е года

«Звенит январская вьюга» — эту песню все узнают с первых аккордов. Исполняла ее в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Нина Бродская, но композиция стойко ассоциируется с актрисой Натальей Селезневой, которая по-настоящему украсила всеми любимую картину. Визитной карточкой актрисы является ее красивое лицо, западные модельеры назвали бы его Baby Doll face.

Однако, благодаря не западному, а советскому модельеру Вячеславу Зайцеву, именно Селезнева стала иконой стиля 1970-х годов. Красное платье с белыми прямыми полосами или белый костюм с красными вставками и шляпкой – все было выполнено в строгих геометрических линиях и, в тайне от всеведущего Госкино, открыло советским женщинам завесу иностранной моды. Отдельной популярностью также пользовался красный костюм с брошью в виде ягодок и «тельняшкой». Зайцев, как это произошло и с Гурченко, принес на советские экраны новые веяния.

Барбара Брыльска, вторая половина 1970-х годов

Советским зрителям польская актриса была знакома, в основном, лишь по одной, но по-настоящему «народной» роли – учительницы Нади Шевелевой, к которой в новогоднюю ночь по ошибке попадает Евгений Лукашин. Фильм «Ирония судьбы», вышедший под новый, 1976 год, прогремел на весь СССР, а вот Брыльска проснулась знаменитой.

Самое интересное, что советские женщины знали польку лишь по одному образу актрисы, но именно ему старались подражать. Повторить пытались и цепочки «бамбук», и меховую шапку (мода на которые осталась вплоть до 1990-х годов) и знаменитое платье песочного оттенка, фасон которого, к слову, придумал Ив Сен-Лоран в 1970 году. Кроме того, Брыльска ввела моду на прическу с завивкой и тонкие брови «домиком».

Кстати, эту моду Рязанов обыграл в своем следующем фильме «Служебный роман». Помните совет Верочки:

«Бровь должна быть тоненькая-тоненькая, как ниточка. Удивленно приподнятая», — вот это и есть «те самые» брови.

Майя Плисецкая, первая половина 1980-х годов

Прославленная балерина, символ советского балета, Майя Плисецкая практически с самой юности была для многих примером для подражания. Причем, не только на сцене, но и в жизни. Танцовщица обладала, что называется, внутренним шармом и чувством стиля, поэтому умела практически «из ничего» создать композицию. Кроме того, ее супруг – композитор Родион Щедрин вспоминал, что Плисецкая могла собрать семь разных образов при наличии одного свитера и двух пар брюк.

Плисецкая ездила и в заграничные командировки, откуда привозила дизайнерские наряды, которые часто шили специально для нее. Балерина была знакома с Ив Сен-Лораном – кстати, рождение его знаменитой фразы: «Женщине для красоты нужен черный свитер и достойный мужчина рядом» приписывают именно ко времени знакомства с Плисецкой.

Специально для балерины Коко Шанель устроила закрытый показ, а Пьер Карден создал несколько сценических и повседневных костюмов в конце 1970-х, укрепив ее славу иконы стиля.

Марина Влади, вторая половина 1980-х годов

Марина Влади была женщиной советских грез. Легкая, воздушная, с романтичным французским флером и акцентом в русской речи – актриса родилась и выросла во Франции, в семье русских эмигрантов, которые покинули Россию еще до революции. Влади вновь связала свою судьбу с малой родиной, когда в ее жизни появился Владимир Высоцкий.

Вместе с ним звезда французского кино неоднократно приезжала в СССР и привезла с собой моду на сплошные легкие летние костюмы (один из них – черный в мелкий белый горошек стал настоящим хитом), вернула в тренд натуральные длинные волосы и челку. Кроме того, именно Марина Влади была одной из первых, кто начал открыто носить джинсы, не стесняясь «не советского вида» и незаметно для себя став иконой для подражания. Может быть, все дело было в том, что понятие этого самого «вида» было ей незнакомо?

Источник:www.obozrevatel.com