«Вицина обожал Олег Даль. Жена Георгия Михайловича рассказывала: «Я одно время не знала, как Гошу от Олега спрятать, потому что тот приходил чуть ли не каждый день. Особенно когда был трезвым и ему нужен был интеллектуальный собеседник. Но если Даль был пьяным, общение становилось совершенно невыносимым, Гоша страдал физически и душевно», — рассказывает журналист, шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм» Сергей Капков.
— Сергей, вы один из немногих журналистов, кому довелось общаться с Георгием Михайловичем Вициным на протяжении многих лет. Как состоялось ваше знакомство?
— Шел 1993 год, мне был 21 год, и я, будучи еще студентом химико-технологического института, стал брать интервью у любимых советских артистов — решил собрать материал для книги. В те годы о них почти не писали, никаких передач о легендарных актерах еще не снималось. Никто об этом даже и не думал — все газеты и экраны были забиты политикой. А я мечтал пообщаться с кумирами своего детства. Георгий Михайлович Вицин для меня был, наверное, номер один среди комедийных актеров, и я с волнением набрал его номер. К телефону подошла его супруга… А надо сказать, что у них так было заведено — к телефону всегда подходила Тамара Федоровна и устраивала допрос минут на двадцать: кто звонит, зачем и так далее… Видимо, проверку я прошел, а Тамаре Федоровне было скучно и хотелось пообщаться, потому что, неожиданно для меня, она начала что-то рассказывать, какие-то интересные подробности их жизни. Первый разговор с Тамарой Федоровной продлился минут сорок, после чего она вдруг сказала, что супруга нет дома, но о нашей беседе она ему сообщит, — и бросила трубку. Как это расценивать, я не понимал, но через несколько дней снова позвонил… На этот раз Вицин дома был, но к телефону, несмотря на призывы жены, не подошел. Только с третьей попытки я наконец услышал в трубке его голос и попытался ему объяснить свой интерес. Он ответил: «В принципе, я могу с вами поговорить, но только по телефону». Однако лейтмотивом всего этого разговора звучало, что вся жизнь — это тлен и суета, никому это интервью не нужно, «я никуда не выхожу и ничего не хочу», в общем, «до свидания». Вот так провалился мой первый опыт общения с ним.
Прошло несколько лет, я стал журналистом и уже работал на радио «Эхо Москвы», делал передачу об артистах мультипликации. И, конечно, позвонил Вицину. Ведь он озвучил мультфильмов больше всех — около двухсот. На этот раз Георгий Михайлович откликнулся очень живо, но тоже согласился говорить лишь по телефону. Он очень интересно и хорошо рассказал о своей работе в мультипликации, после чего я стал ему периодически звонить.
Накануне 80-летнего юбилея артиста я начал его «окучивать» насчет интервью для журнала: «Георгий Михайлович, понимаете, вы от 80-летия не убережетесь, а я напишу все честно». Он в ответ жаловался на журналистов: «Они подкарауливают меня на улице, на ходу задают какие-то вопросы, я шуточкой какой-нибудь от них отмахнусь, а они ее запишут и все перевирают». Однако мои уговоры возымели действие, и Вицин пригласил меня на встречу в Театр киноактера, в штате которого состоял.
Когда я изучал биографии многих наших советских артистов, понял, что Вицин работал, наверное, больше всех. Во всем, что снимало телевидение: спектакли, актерские посиделки, огоньки, — везде он участвовал. Как я уже говорил, мультфильмов Вицин озвучил больше всех. Кинофильмов у него тоже очень много, каждый год снималось по несколько картин с Георгием Михайловичем, и это были не эпизоды, а большие роли.
Из вещей единственной его страстью были книги. Где бы ни был Вицин на гастролях или съемках, когда все артисты бежали по магазинам в поисках достойной одежды или дефицита, он шел в книжный. И возвращался домой в Москву с тюками книг, для которых в квартире не хватало полок, по отзывам близких, они лежали стопками повсюду. И все эти книги Георгий Михайлович прочитывал!
— Он вам рассказывал что-нибудь про свою прошлую жизнь, про детство?
— Про детство — почти ничего, для него эта тема была закрытая. Родился он в год революции в пригороде Петрограда, но вскоре семья перебралась в Москву. Отец его Михаил Егорович умер рано, его здоровье было подорвано на Первой мировой войне, где он отравился газом. После гибели кормильца Гоша с мамой Марией Матвеевной жили достаточно бедно. Матери приходилось много работать, она сменила множество разных профессий, пока не устроилась билетером в Колонный зал Дома союзов. Она часто брала маленького сына с собой на работу, пристраивала его в зрительном зале, и Гоша приобщался к искусству.
— Личная жизнь Вицина для зрителей долгие годы оставалась тайной. А ведь в ней бушевали нешуточные страсти…
— После института его приняли актером театра-студии Николая Хмелева. Позднее эта студия влилась в труппу Московского драматического театра имени Ермоловой, в котором Георгий Михайлович много лет потом служил. И там в 19 лет он встретил свою первую настоящую любовь. Ею стала не кто-нибудь, а примадонна этой труппы Дина Тополева, жена руководителя театра и учителя Вицина Николая Хмелева. Она была старше Георгия на 16 лет, но ответила молодому актеру взаимностью. Конечно, все, включая худрука, скоро узнали об этом романе. Но Николай Хмелев поступил благородно, не стал мстить любовникам, никого не уволил из театра, а просто развелся с женой, сохранив свое расположение к любимому актеру — Георгию Вицину. Вскоре Хмелев женился на Ляле Черной. А вот союз Вицина и Тополевой загсом не закончился — они прожили почти пятнадцать лет в гражданском браке и расстались, когда актер влюбился в Тамару Мичурину.
Тамара Федоровна пришла работать в театр художником по костюмам, и Вицину сразу понравилась, он начал красиво ухаживать, и вскоре они поженились. Но Дину Тополеву Вицин в одиночестве не оставил. Когда она ушла со сцены и стала болеть, заботился и ухаживал за ней с полного одобрения новой жены. У меня сложилось впечатление, что их брак с Тамарой Мичуриной был очень гармоничным, при том что Тамара Федоровна обладала достаточно жестким характером. Она, конечно, была командиром в их семье, всем было понятно, кто в доме главный. Но, видимо, Георгию Михайловичу с ней было комфортно, он с удовольствием уступал жене первенство.
— Как сложилась судьба дочери Вицина?
— Как и родители, Наталья ведет закрытый образ жизни, интервью почти не дает. Поэтому, как она живет сегодня, мне не известно. Но и Георгий Михайлович, и Тамара Федоровна ею очень гордились. Вицин говорил: «Я очень рад, что она не пошла в актрисы — насмотрелась на мои страдания в актерской профессии».
Почему-то он всегда подчеркивал это слово — «страдания», хотя о каких страданиях могла идти речь с его блестящей фильмографией? Наташа выбрала профессию художника, была одной из лучших выпускниц Суриковского института, окончила графический факультет.
Источник: 7days.ru