Петр Алейников — «мужское обаяние» и «самая располагающая улыбка». Печальная судьба любимого актера

В судьбе Петра Алейникова связалось несоединимое: душа ребенка, характер подростка, киношное амплуа «свой в доску», народное обожание и полное отсутствие регалий, выданных государством.

Беспризорное детство

Петя родился в многодетной белорусской семье за несколько месяцев до Первой Мировой войны. Рано потеряв родителей, он побирался сначала с теткой, затем превратился в беспризорника. Таких подростков отлавливали и помещали в трудовые коммуны (колонии). Петя из них сбегал, попадался снова. В одной его заинтересовал драмкружок, в другой – подружился с киномехаником, тот позволял смотреть кино бесплатно.

Актер из народа

В 17 лет Алейников приехал в Ленинград с твердым намерением стать артистом. Его взял на учебу в Техникум сценических искусств Сергей Герасимов. Уже в студенческие годы Петра Алейникова начали снимать в небольших эпизодах:

«Встречный»;

«Люблю ли тебя?»

«Крестьяне»;

«Подруги».

В это же время обнаружилась и главная проблема: Петр пьянел с одной стопки, а дальше «шел в разнос». Бед у молодого человека, не принимающего ложь и фальшь, было много. Главной – безответная любовь к однокурснице Тамаре Макаровой, выбравшей в мужья учителя – Герасимова.

Известность и узнаваемость принесла картина «Семеро смелых», а всенародную славу:

«Комсомольск»;

«Истребители»;

«Трактористы»;

«Большая жизнь»;

«Пятый океан»;

«Конек-Горбунок».

Картины с участием Алейникова становились хитами проката, тем более, что в них собирались другие звезды – Крючков, Андреев, Макарова, Ладынина, Бернес. Талант артиста был прост: он играл самого себя – своего в доску, рубаху-парня. Его чуть грустная, располагающая улыбка покоряла. Зрители его узнавали на улицах и, конечно, приглашали выпить за знакомство.

Звездность имела и другую сторону: по вине Петра срывались и переносились съемки, возникали конфликты с режиссерами и другими участниками съемочных групп. Случалось и так, что он начинал сниматься, а затем запивал, приходилось переделывать чуть ли не половину фильма с другим актером. В результате с Алейниковым отказались работать Герасимов и Пырьев. Молва приписывает последнему запрет на съемки артиста в 50-60 годы, когда Иван Александрович был сначала директором «Мосфильма», а затем председателем Союза кинематографистов.

В годы войны Петр Алейников, как и большинство актеров, «переоделся» в военную форму: играл военных, подпольщиков, партизан, но амплуа не менялось. Такое бывает, когда актер не принимает себя, хочет драму и трагедию, а режиссеры и зрители не видят его в другом образе.

В фильме 1946 года о Глинке режиссер предложил роль Пушкина. Артист на 200% оправдал заданные условия. Сергей Герасимов при встрече назвал его лучшим исполнителем этого образа. Однако руководство киностудии не одобрило работу, на сеансах кинотеатров публика начинала смеяться невпопад, ожидая привычных шуток. Вместо успеха началась депрессия.

С 1948 по 1965 год с участием Алейникова вышло всего 14 картин, а до этого он снимался в 2-3 фильмах ежегодно. В большинстве из списка роли стали эпизодическими. В периоды простоев выручали творческие поездки по стране.

Название последней картины «Утоление жажды» стало символичным для артиста. После тяжелой операции он отдал всего себя роли спившегося старика Марютина. Слова текста были, как будто о нем самом. Единственная премия Алейникова за лучшую мужскую роль была присуждена на Ленинградском кинофестивале через 2 года после того, как актёра ни стало.

Личная жизнь

Второй и последней любовью артиста стала Валентина Лебедева, монтажница на «Ленфильме». Она любила и полностью принимала своего талантливого мужа, сопровождала на съемках и экспедициях.

В семье родилось трое детей: Тарас, Николай и Арина. Маленького Колю оставили в Ленинграде с бабушкой, когда весной 1941 года Петр и Валентина выехали на очередные съемки. Хотя мальчика эвакуировали, он умер на руках у родителей.

Тарас и Арина закончили ВГИК. Тарас был кинооператором научных документальных фильмов, а Арина стала актрисой, но уехала в США.

Хотя Петр Алейников много пил, умер же не от алкоголизма, а от онкологии легких. В начале 60-х годов ему удачно провели операцию. В одном из эпизодов «Утоления жажды» герой попадает в ледяную воду.

Актер решил играть сам. После неоднократных дублей, состояние здоровья ухудшилось, а после съемок болезнь взяла свое.

Руководство советского кинематографа планировали хоронить Алейникова на Ваганьковском кладбище. Друг актера, Борис Андреев, будучи народным артистом СССР, потребовал отдать ему положенное по чину место на Новодевичьем в пользу товарища.

Источник:zen.yandex.ru