Владимир Высоцкий: женщины и страсть их сочетать (пять некрасивых историй)

Безусловно обаятельный на экране, в аудиозаписи и в жизни, Высоцкий женщин интересовал. Обычно выделяют пять его главных женщин – четыре спутницы жизни и одну, возможно, мать его дочери. Им, вероятно, многие завидовали. И так же вероятно, что не стоило.

В биографиях всех женщин Высоцкого повторяются одни и те же выражения на всех: терпела загулы, переносила измены. Довольно показательная фраза, которая сразу даёт понять весь стиль постоянных отношений в духе Высоцкого.

 А ещё после этих женщин остались посвящённые им строки и просто слова, от которых до сих пор бьются чаще женские сердца. Как говорится, кто как умеет, тот так и любит. Кто-то заботится, доверяет и уважает. А кто-то найдёт тысячу красивых слов. И ещё для кого-то, говоря честно, любовь – это способ получить новые эмоции, буквально наравне с быстрой ездой или другим рискованным поведением. Глядя на биографию Высоцкого, задаёшься вопросом – не о нём ли это?

Оставившая фамилию мужа

Она родилась в тридцать седьмом. Родители дали ей красивое имя из старинных баллад – Изольда, но всю жизнь она предпочитала быть Изой, просто Изой. Сначала Мешковой, потом Жуковой, потом Высоцкой – Владимир был у неё не первым мужем. При том что, когда они дошли с Высоцким до ЗАГСа, ей было двадцать три, ему – годом меньше. Конечно же, она была актрисой. Высоцкий любил актрис – ярких, талантливых женщин.

Через много лет журналисты будут наседать на неё, пытаясь выяснить какие-нибудь пикантные факты о бывшем муже. А она будет отвечать: мы просто были счастливы, как дети. И беды у нас были ещё детские, и радости… Мы же были страшно молоды. И только в своих воспоминаниях, изданных книгой, немножко приоткроет подробностей. Любителей жареного эти подробности разочаруют.

Она расскажет, что именно тогда, в первом браке, он стал учиться играть на гитаре. И пел, и играл он поначалу не ахти. Упражнениями с гитарой он мучил уши домашних. А когда распелся, по кругу повторял песни в гостях, где они бывали частенько, и уже тем сводил с ума. Разглядеть талант с такого расстояния было трудновато. Впрочем, из-за профессии Иза то и дело расстояние увеличивала – уезжала выступать. Однажды услышала, как записи Владимира льются из окон студенческого общежития. И вдруг поняла – талантлив, да, талантлив.

Тогда же, в первом браке, он начал выпивать. Не от жизни сложной, а так, из компанейства. Тогда же, в первом браке, его впервые задержали за пьяный дебош. В окружении Высоцкого такими дебошами показывали удаль молодецкую – и он был благодарным учеником. Ему всегда нравилось быть популярным, чего стесняться. И только один эпизод, можно сказать, постельный: мать Высоцкого орала над ними, голыми в кровати, что не желает становиться бабушкой, и как из-за этого уже беременная Иза ребёнка потеряла. А ведь и он, и она этого ребёнка хотели…

Владимир Изы был человеком-праздником. Он постоянно находил способ порадовать её какой-то мелочью. Принести конфетку, воздушный шарик… Поднять настроение меткой шуткой. А главное, вспоминала она, любую бытовую мелочь Владимир принимал как подарок. Стираную рубашку или стакан чая. Видимо, в окружении Изольды такое поведение было для мужчины необычным, так что вызывало нежность и радость. Она решила его таким и помнить – мужчиной-праздником.

Потом Высоцкий честно признался, что у него уже другая женщина: пока Иза работала в Киеве, а он в Москве, он фактически завёл вторую семью. С детьми. Договорились о спокойном разводе. Иза спросила разрешения оставить фамилию – можно сказать, на память, и получила его. Дошли до ЗАГСа и навек распрощались. У Изольды потом была своя карьера (и очень неплохая!), новый муж, долгожданный сын, в общем – совершенно отдельная жизнь. Но короткий, почти мимолётный брак с Высоцким она помнила до конца.

Мать его сыновей

С Людмилой Абрамовой Высоцкий познакомился в Ленинграде. Шёл только второй год его брака с Изой, но для Владимира это был как раз тот срок, за который он переключается на другую. Однажды вечером он подошёл на улице к Людмиле с просьбой одолжить денег. Нечем оказалось заплатить за ужин. У Абрамовой денег тоже не было. Она посмотрела на молодого мужчину и… отдала ему бабушкин перстень со своей руки – в залог оставить. Позже Высоцкий этот перстень выкупил и вернул.

Им также довелось сниматься в одном фильме. После этого как-то очень быстро сошлись и к шестьдесят пятому году, когда Высоцкий развёлся с Изой, завели уже двух сыновей. Владимиру некоторое время было не до того, чтобы рассказать о них официальной, но уже как-то не очень фактической жене. Зато сразу после развода женился на матери своих детей. Сыновей назвали Аркадий и Никита. Они тоже выросли актёрами.

В этом браке развод тоже случился через пять лет от росписи. Через много лет и Людмила выпустит свою книгу о знаменитом муже. Иза, подбирая слово для бывшего мужа, назовёт его «нежным». Людмила – «лёгким». Мать Владимира, которая за год до рождения Аркадия кричала официальной невестке самые жестокие слова и бабушкой становиться вроде бы не собиралась, тут же отдала Владимиру свежеполученную квартиру в Черёмушках – ради внучка.

Людмила не успела выйти из декрета, как Владимир снова полюбил. Надолго он с одной женщиной оставаться и не умел, и не хотел.
 

Абрамова чувствовала себя, конечно, разбитой. Ей, по её же признанию, было очень тяжело, что она уже – и привыкнуть не успела быть замужней! – не нужна. Когда сыновья подросли, в школу они пошли под фамилией мамы, и многие до сих пор спорят, действительно ли мама боялась привлечь к ним лишнее внимание или ей было неприятно слышать фамилию их отца. В кино она вернуться пыталась, но не смогла. И красота при ней остались, и талант, но как будто что-то оказалось потеряно или украдено…

Она вышла замуж снова, родила дочь и надолго посвятила себя семье. И потом она посвящала себя в основном другим. Снималась в документалках о Высоцком. Устраивала публикацию и выставку подруге. Помогала сыновьям создавать музей отца. Учила детей в школе-лицее. Возможно, именно в этом и оказалось её признание.

Советская Брижит Бардо

В шестьдесят шестом году – да, через год после росписи Высоцкого с Абрамовой – в Театр на Таганке пришла свежая выпускница театрального, Татьяна Иваненко. Невероятной красоты, похожая на французских кинозвёзд – её постоянно потом сравнивали с Бардо. И, конечно, уже замужняя. Но муж оказался не готов к тому, что Татьяна серьёзно нацелилась сделать карьеру, и с началом карьеры, собственно, закончился брак. Впрочем, это лишь одна из версий, почему Татьяна с ним вышла из отношений и была готова к новой любви.

Мимо самой красивой женщины театра Высоцкий спокойно пройти не мог. Вскоре их везде на актёрских вечеринках видели вместе. Предполагают, что рождённая примерно в то время дочь Татьяны Анастасия может носить в себе гены именно Высоцкого. Но ещё их роман описывают словом «сложный».

Сначала Владимир всё никак не мог развестись с Абрамовой. Потом сразу женился на Марине Влади. Когда Марина уезжала, его снова видели с Татьяной. Но она возвращалась – и Татьяна как будто бы исчезала. И только в семьдесят седьмом, в Париже, Иваненко подошла к Влади и сказала: «А знаете, я очень люблю вашего мужа». «Я тоже люблю своего мужа», – ответила Марина.

Татьяна представила его родителям. В киноэкспедициях держалась так, словно других постоянных женщин у него нет. Ссорилась с ним бурно, на людях (а поводы для ссор были и без его жён). Мирилась. Говорят, он так никогда с ней по-настоящему и не расстался. Перед смертью приезжал стучаться в дверь – не открыла. А потом точно так же не открывала журналистам. И книгу о Высоцком не написала. Так что поди разбери: то ли девушка была в жизни Высоцкого, то ли видение. Анастасия Владимировна политику мамы продолжила.

Колдунья

Марину Влади, француженку русского происхождения, весь мир узнал и полюбил за роль в фильме по русскому же писателю. Повесть писателя, Куприна, называлась «Олеся»; в процессе превращения в кино она стала «Колдуньей». Так Влади и называли теперь поклонники. К моменту знакомства с Высоцким уже, наверное, половина советских девушек ходили с причёской «колдунья» — распущенными волосами и чёлкой. А сама Влади только развелась со вторым мужем.

Когда Марина увидела Владимира, он бился в цепях. На сцене, во время репетиции. Когда он увидел её, она была француженкой, ветром со стороны весеннего Парижа, воплотившимся в женщину. Очень быстро Высоцкий начал ухаживать за ней. Сочинял песню за песней. Мотался на переговорный пункт – звонить в Париж. Подал, наконец, на развод А Марина со своей стороны лихорадочно собирала документы, чтобы получить возможность выйти замуж за советского гражданина. Даже во французскую компартию вступила.

В семидесятом году они расписались в суперпопулярном в Москве Грибоедовском ЗАГСе. Пришли запросто, в водолазках и джинсах (впрочем, по тогдашним советским меркам это было почти что шикарно). После росписи отправились в свадебное путешествие в Тбилиси – пригласил Зураб Церетели. Это путешествие запомнилось Марине – яркое, полное шашлыка и вина, грузинских песен и грузинских видов… Через два года после него у Иваненко родилась дочь Настя, о чём знал весь Театр на Таганке и не знала Влади.

Отношения двух кумиров своего времени описываются очень точно в статьях и книгах о созависимых отношениях с алкоголиком. Владимир принимался пить, Марина принималась спасать. Запивший Владимир исчезал, уходил, уезжал, не оставляя записок, никого не предупреждая. Марина мчалась по Москве, разыскивая его по знакомым и незнакомым, или висела на телефоне в Париже.

Она поддерживала его талант и во многом способствовала творческому взлёту и взлёту славы. Она осыпала его деньгами, подарками, преподносила автомобили, которые он разбивал, чтобы пересесть на новый. Он катал на этих автомобилях и родных сыновей, и случайных любовниц; шиковал, накрывая для спутницы на ночь или на три шикарный стол в ресторане. Широким жестом покупал подарки и своим сыновьям, и сыну первой жены – уже от совсем другого брака, ну так, по-товарищески.

С Влади Высоцкий официально был дольше всех. Их разлучила смерть. По крайней мере, именно Влади, как вдове, пришлось его хоронить. Но, конечно, она была не последней его постоянной женщиной.

Девочка в мини

Семьдесят восьмой год. В этом году Оксане Афанасьевой исполнилось восемнадцать. И в этом году её заметил Высоцкий – красивую девочку в мини. Она забежала в администрацию Театра на Таганке, где бывала часто «в гостях» — хотела сделать срочный телефонный звонок. Телефон был занят каким-то хриплым мужчиной. Девушка постучала по кабинке с аппаратом, торопя мужчину. Он обернулся. Это оказался Высоцкий. Оглядев её всю, он предложил Оксане – нет, велел – найти его после спектакля: довезёт её до дома.

Он красиво, нежно, неторопливо ухаживал. К тому моменту он был не только алкоголиком, но и наркоманом – но девушка этого не знала. А даже если бы и знала? Кто задумывается о том, что это не просто «жизнь суперзвезды», а тревожное предупреждение? Она бросилась с головой в созависимые отношения. Снова по классике, с запоями, пьяными мужскими истериками, а потом – словами нежности и подарками. А она, кажется, была первой не актрисой из тех, кому суждено было стать его женой. Да, он в какой-то момент заговорил о разводе с Влади и новой свадьбе.

Это она ехала к нему в Узбекистан с его «лекарствами», чтобы спасти. Это она теперь бегала во время его запоев по Москве, разыскивая, притаскивая на своих плечах, откачивая. В промежутках он покупал ей самые модные туфельки и отказывался от приглашений на вечеринках – мол, вот, ради тебя бросаю это дело. Только в промежутках… Алкоголизм – не та болезнь, во время которой словам человека можно безоглядно доверять, увы.

— Я думаю, будет неприлично, если ты пойдёшь на похороны, — сказал ей так и не состоявшийся свёкр по итогам двух лет в статусе «девушки гения». Оксана вела себя прилично. На общую квартиру за своей одеждой не возвращалась – хотя именно она была там, вместе с врачом, когда Владимир умер. На похоронах не объявлялась. Книгу не стала писать. Книгу написала в результате Влади – о последних годах Высоцкого в том числе. А Оксана молчала долго, очень долго. Даже интервью не давала.

Она так и не стала актрисой – когда отучилась, пошла в театральные художники. Через два года после тяжёлого своего романа вышла замуж за Леонида Ярмольника – некогда дублёра Высоцкого во время его запоев и общего их знакомого. Никаких, говорят, созависимых отношений. Общая дочь, общий дом и общая жизнь.

Источник:www.goodhouse.ru