«Все мы на на этой земле гости, с собой ничего не унесешь». Как Иван Лапиков вернул красавицу жену, которая бросила его с дочкой

Этот артист жил по принципу: «Все мы на этой земле гости, с собой ничего не унесешь!» Любимой профессии Иван Лапиков отдавал все силы и умер так, как мечтали многие артисты, – на сцене.

Образ, который буквально прилип к Лапикову — деревенский безвозрастный мужичок — беспощадно эксплуатировали режиссёры. Но иногда ему удавалось вырваться из этой зоны комфорта, чему актёр был несказанно рад. И тогда у него расправлялись крылья.

Юность, опаленная войной

О детстве и молодости великого актера известно немного. Родители были потомственными крестьянами. Ваня родился в 1922 году в поле, мать перерезала пуповину серпом. Эта подлинная связь с землёй всегда выделяла Лапикова среди актёров советского кино.

Мать до конца жизни была неграмотной, расписывалась крестом, но была спокойной, мягкой, по-деревенски интеллигентной женщиной. Эти черты характера передались актёру от нее, а еще – музыкальность. От отца достались любовь к порядку, внутренний стержень и то, что сейчас называют харизмой.

Отец был категорически против, чтобы сын ехал учиться на актера. Однако Иван настоял, и в 1939 году поступил в Харьковский театральный институт. В 1941 году, когда студент был на каникулах, началась война. Мобилизованную молодежь сначала использовали на строительстве укреплений вокруг Сталинграда, а затем Лапиков попал в батальон, который занимался эвакуацией раненых.

Сталинградский период

После Победы Иван Лапиков вернулся в родное Поволжье. В Сталинградский драматический театр его взяли без диплома. Сначала, как водится, ему доставались небольшие характерные, а уже через пару лет и довольно значительные:

Вафля – «Дядя Ваня»;

Глумов – «Бешеные деньги»;

Ляпкин-Тяпкин – «Ревизор»;

Гремио – «Укрощение строптивой».

В 1947 году в театр поступила красивая дебютантка Юлия Фридман, карьера которой быстро пошла вверх. Она была не только талантлива, но и невероятно красива. Лапиков сразу понял – именно она станет его женой. Ухаживать пришлось долго, но результат оказался ожидаемым. В 1950 году у пары родилась дочь Елена.

Юлии прочили большое будущее. Она играла все ведущие роли в театре, но неожиданно пришла беда. В годы войны она с родителями жила в Воронеже, который долго, как и Сталинград, находился на линии фронта. Девушка попала под бомбежку. Последствия контузии сказались через много лет: резко упал слух. Фридман бросает театр, но главное она бросает Ивана с маленькой дочкой на руках и уезжает в Москву. У Лапикова, в его мужицкой голове, просто не укладывалось, как так можно рвануть в новую жизнь, бросив мужа и дочку.

В это же время Лапикова начали приглашать в кино на эпизодические роли:

«Запасной игрок»;

«Солдаты»;

«Командировка».

На съемках последней картины Иван Герасимович подружился с Олегом Ефремовым. Тот посоветовал ехать в столицу – спасать любовь. Повод нашелся достаточно быстро. Лапикова пригласили на одну из главных ролей в картину «Председатель». После нее артист окончательно переехал в Москву. К тому времени актёру исполнилось уже 42 года. С жильем помог партнер по фильму Михаил Ульянов.

Какие слова Иван Герасимович нашел для супруги неизвестно, но с этого момента семья уже не расставалась. Жена читала сценарии мужа, помогала работать над ролями, создавала в доме уют.

Московский период

Иван Лапиков оказался дебютантом в столице, но не растерялся и не потерялся. Да, режиссеры часто использовали его внешность «настоящего русского мужика», но талант и характер артиста наполняли роль подлинностью и естественностью. Даже такие признанные актеры, как Ульянов и Тихонов вспоминали, что учились у этого провинциального артиста.

Один только эпизод из фильма «Фрон за линией фронта» говорит о многом. Вспомните: отряд уходит на новое задание, у обочины немецкая табличка «Berlin 650 km». Герой Лапикова, Ерофеич, останавливается и пишет на ней «Ни х»…. (дальше всем понятная пауза)… и дописывает «рена, дойдем!» И зрителям понятно, что дойдут и 650 км, а надо – и 1650!

За 30 лет ему довелось создать образы не только крестьян, председателей колхоза, но и митрополитов, монахов, советских работников и даже офицеров КГБ:

«Андрей Рублев»;

«Журналист»;

«По Руси»;

«Братья Карамазовы»;

«Моя судьба»;

«Вечный зов»;

«Они сражались за Родину»;

«Отец Сергий»;

«Фронт в тылу врага»;

«Юность Петра»;

«В начале славных дел»;

«Россия молодая»;

«Возвращение Будулая»;

«Борис Годунов»;

«Гулящие люди». Всего около 70 картин.

На съемочных площадках актер полностью сосредотачивался на образе, не ел, только пил чай, терпеть не мог, когда шушукались о текущих делах и травили анекдоты. Лапиков мог прикрикнуть, завернув матерный оборот, его слушались не меньше режиссера.

На премьерах и награждениях Иван Герасимович, наоборот, держался в тени. На вручении одной из премий начальство расщедрилось, предложило сообщить проблемы. Один из артистов попросил машину, другой – квартиру, а Лапиков – пропуск на рыбалку в места, куда ездит высокое руководство.

Семейные отношения

После воссоединения семьи, расставания уже были только при выездах на съемки. Елена хотела пойти в актрисы по примеру отца (мама настаивала). Лапиков, как и его родитель много лет назад, оказался против. Актёр нашел нужные слова, убедил дочь найти себя в другой профессии.

Жена работала преподавателем в училище культуры.

Главным хобби артиста была рыбалка. Даже в киноэкспедициях находил для нее время. К началу съемок часто приходил с уловом.

Еще Иван Герасимович любил музыку: классический репертуара и, что удивительно, джаз.

К началу 90-х годов Лапиков уже перенес инсульт, восстановился, но сниматься не перестал. Времена были трудные, надо было кормить семью.

Умер на сцене

В конце апреля 1993 года Сергей Бондарчук пригласил Лапикова выступить перед военнослужащими одной из подмосковных частей. 70-летний актер чувствовал себя неважно, но всё же согласился.

2 мая он приехал на встречу. Инфаркт случился прямо на сцене. Скорая оказалась бессильна. Можно сказать, что актёр погиб на боевом посту!

Источник:zen.yandex.ru